СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ ОТ STREET NAVY СКОРО
Звук вокруг
Что необходимо для успеха на рынке звукозаписи ? Как создать свою студию и стоит ли об этом мечтать ?
Музыкальная экономика
Условно все студии можно разбить на три типа. Компаний топ-класса,
предлагающих высочай?ее качество записи, профессиональный продак?н,
способных работать с любым проектом - будь то хор, оркестр, эстрадная
группа, - в России нет.
Это связано прежде всего с финансами: требуются вложения около $10 млн.
«Уже давно ходят слухи о том, что кто-то собирается организовать
подобное предприятие в на?ей стране, - рассказывает Серж Батлер,
саунд-продюсер компании Discolife Music. - Но я не думаю, что это
произойдет в ближай?ем будущем. К примеру, во всемирно известной компании Sony Music Studio было семь аппаратных, в каждую из которых вложено от $1 млн.».
Для России более характерны неболь?ие компании среднего класса, на
создание которых на первых порах может хватить и $200 тыс. Но, конечно,
это минимум: иногда затраты могут доходить и до $1,5 млн., особенно
если предполагается работа с живой музыкой. В зависимости от типа
работы такие фирмы берут за услуги от 1000 до 3000 рублей в час.
Основные заказы поступают им от начинающих музыкантов и корпоративных клиентов, которым необходимо записать треки или текст для рекламы. Оборот на этом сегменте рынка неболь?ой - от $60 тыс. до $250 тыс. в год.
? третий тип - дома?няя аудитория, которую может организовать при
желании каждый: затраты на оборудование минимальные, за аренду
помещения платить не надо. Это самый экономичный вариант записи:
достаточно заплатить 300-500 рублей в час, и при этом качество записи
может быть на довольно высоком уровне. Зачастую дома пи?утся сами
музыканты, неудовлетворенные услугами более крупных компаний.
Годовой оборот дома?них студий звукозаписи доходит в луч?ем случае
до $50 тыс., а посчитать их реальное количество не представляется
возможным. В Москве, по разным данным, работает от 200 до 300 дома?них
и средних студий.
«Это очень много, - уверяет Серж Батлер. - Но развития рынка не
происходит: одни фирмы закрываются, другие открываются, и ничего
принципиально нового они не приносят».
Такая ситуация - прямое следствие спроса: если студия звукозаписи
загружена на 85%, то это уже очень хоро?о. Причем три четверти заказов
приходится на самые де?евые виды работ - на запись вокала и мастеринг
(процесс подготовки и переноса записанной фонограммы на какой-либо
носитель для последующего тиражирования). А это автоматически означает
низкую рентабельность бизнеса, в среднем 10%.
«Новичку, чтобы вернуть вложенные средства, придется подождать
несколько лет, - предупреждает генеральный директор звукозаписывающей
компании «Фонограф» Сергей Жилин. - А о том, чтобы этот бизнес приносил
нормальный доход, не может быть и речи».
Слагаемые развития
Несмотря на немалое количество игроков, конкуренция на рынке
звукозаписи - понятие относительное: по сути, каждая рекорд компания
занимает свою маленькую ни?у. В силу этого, а также в силу отсутствия
массового потребителя четко прослеживается две тенденции. Во-первых,
цены диктует клиент: многие хотят европейского звука за минимальные
деньги. Во-вторых, звукозаписывающие компании не стремятся повы?ать
качество услуг.
«За счет этого увеличить доход невозможно, - уверен Моисеев. -
Обычно развитие идет за счет диверсификации бизнеса». Например, в
компании «Фонограф» помимо звукозаписи предлагают организацию концертов
и праздников, а также техническое оснащение. А компания Si-Records,
созданная ?есть лет назад предпринимателем и музыкантом ?горем
Сандлером, получает дополнительный доход, предоставляя клиентам
репетиционную базу и единственную в России передвижную студию.
Однако все это потребовало немалых вложений. Среди тех, кто
постоянно записывался и репетировал в Si-Records, Лариса Долина, Дима
Билан, Сергей Лазарев, группы «Тэту», «Премьер-министр», «Серебро».
«Названия студий звукозаписи мало кто знает. Новых клиентов
привлекают имена людей, которые с ними связаны», - обращает внимание на
еще одну составляющую успеха Сергей. Но для привлечения «звезд»
об?ирные знакомства в музыкальной среде.
«Чтобы о тебе кто-то узнал, нужно кого-то к себе затащить, а это
очень сложно. Один ?анс из тысячи. Без связей в этом бизнесе делать
нечего», - уверен ?горь Сандлер, в про?лом участник легендарной
рок-группы «?нтеграл».
Впрочем, у него самого благодаря бурной музыкальном молодости
проблемы со связями не было. А благодаря деловой успе?ности в зрелые
годы не было проблемы со стартовыми вложениями, позволив?ими приобрести
уникальную для России студийную технику: мик?ерный пулы Neve, ленточный
магнитофон Studer и целую коллекцию аналоговых синтезаторов. Боль?ую
часть доходов Сандлеру сегодня приносит бизнес в других сферах. ?
первоначально студия звукозаписи была для «проектом для ду?и».
Будущее и настоящее
«Чтобы музыкальный бизнес стал прибыльным, нужно создавать не
отдельные студии звукозаписи, а целые продюсерские центры, которые
занимались бы записью, выпуском дисков, раскруткой артиста,
организацией концертов, заключением рекламных контрактов - в общем,
полным обслуживанием артистов», - размы?ляет Сандлер. ?менно так
работают гиганты музыкальной индустрии, такие как Sony Music, BMG,
Warner, Universal, EMI.
Для выхода на такой уровень России придется еще много работать, и в
первую очередь - вырастить для музыкального рынка необходимые кадры.
Руководители студий в один голос заявляют, что действительно
профессиональных звукорежиссеров в на?ей стране единицы.
«От техники зависит очень много, но еще боль?е зависит от людей, -
уверен Сергей Жилин. - На телевидении, например, я знаю всего ли?ь
одного по-настоящему профессионального звукорежиссера - Андрея
Пастернака. Для того чтобы быть специалистом, нужно постоянно работать,
интересоваться, где-то о?ибаться, добиваться успехов, нужна постоянная
деятельность. Это трудно, и не все готовы класть боль?ую часть своей
жизни на то, чтобы постоянно совер?енствоваться».
?з тех звукорежиссеров, которые есть на рынке, боль?инство работает
фрилансерами сразу в нескольких компаниях. «На это невозможно никак
повлиять, так как специалистов мало, а студии не могут обеспечить их
достойным объемом работы и соответствующей зарплатой», - утверждает
Батлер. А по мнению Сандлера, в России просто нет ?колы звукорежиссуры.
«У нас пока нет опыта, практики, - убежден он. - На Западе все это есть
и организовано на соответствующем уровне.
Поэтому музыканты, заработав?ие немножко денег, стараются записывать
свои альбомы за границей. Знания, технику купить можно, но сам опыт -
нет». Паровозом, который потянет вперед звукозаписывающую индустрию, в
такой ситуации может стать потребитель.
«Клиент становится все более подкованным, поэтому и компании не
должны стоять на месте, чтобы луч?е понимать, что именно хочет-заказчик
и как он хочет, чтобы был выполнен заказ, - рассуждает Леонид Моисеев.
- ? сервис должен улуч?аться не только в области записи саундтреков. Те
студии, которые в ответ на твой телефонный звонок отвечают: «Алле, и че
вы хотите?» - заранее обречены на провал».
Подытожим.
Выходить на этот рынок звукозаписи с минимальным бюджетом, чтобы
создать очередную, ничем не отличающуюся от других студию, вряд ли
стоит. Конечно, все зависит от финансовых возможностей. Но легкой
прибыли здесь точно не будет. ? чтобы развиваться, важно выбрать один
из непростых, но единственно перспективных путей - либо работать на
имидж, чтобы в итоге привлечь в клиенты музыкальную элиту, либо
изначально сделать ставку на диверсификацию бизнеса и выход на смежные
рынки. Однако и в том и в другом случае помимо существенных инвестиций
потребуются хоро?ие связи и умение грамотно подбирать персонал.
|